Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Описание эффективных приемов смыслового чтения при работе с учебными и научными текстами профессиональной направленности

Краткое описание
В статье поднимается актуальная проблема сформированности читательской грамотности у студентов бакалавров, в частности авторы обращают внимание на такие сложности, как «ложное понимание» учебного и научного текстов, сложности работы с гипертекстами, «навязывающими» читателю, выходящую за пределы изучаемой темы информацию. Авторская концепция формирования читательской грамотности не нарушает целостности представлений о функциональной грамотности. В статье обосновывается необходимость включения в образовательный процесс вуза технологий смыслового чтения, с помощью которых осуществляется формирование у бакалавров профессиональных знаний при чтении учебных и научных текстов. В статье содержится характеристика этих видов текстов, в качестве знаковой особенности современных учебных текстов определяется их открытость, возможность добавления в них новых элементов. Источник содержит описание приемов смыслового чтения, направленных на формирование читательской грамотности, в зависимости от этапов читательской деятельности. Так, в рамках предтекстовой ориентировочной деятельности авторы предлагают использовать создание глоссария, мозговой штурм, рассечение вопроса. В рамках текстовой деятельности —INSERT, «Ромашку Блума», «Толстые» и «тонкие» вопросы. Формирование профессиональных знаний в рамках послетекстовой деятельности предлагается осуществлять в процессе создания студентами вторичных текстов в соответствии с классификацией Г.В. Пранцовой, Е. С. Романичевой. Выделяются тексты, создаваемые на материале исходного текста и являющиеся организаторами умственного труда (план, тезисы, конспект); тексты, создаваемые на материале исходного, содержащие только краткую характеристику либо краткую характеристику и анализ первичного текста (аннотация, реферат); тексты, содержащие разбор и оценку научного произведения (рецензия, самостоятельные учебные работы, курсовая работа, дипломная работа). Таким образом, ценность источника заключается в систематизации имеющихся в практике преподавания приемов работы с учебными и научными текстами, отобранных в соответствии с задачей формирования функциональной грамотности студентов бакалавриата.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
результаты научных исследований
Источник
Граф, С. В. Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров / С. В. Граф, Н. Н. Чистякова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — № 1(94). — С. 137–148. — DOI 10.23859/1994-0637-2020-1-94-12.
https://elibrary.ru/item.asp?id=42422438 (полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)
Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации