Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Проблема выделения профессионально-специализированного чтения и стратегии применения данной модификации в процессе обучения

Краткое описание
В статье президента Русской ассоциации чтения Н. Н. Сметанниковой содержится анализ результатов исследования «Чтение, которое нас объединяет» (2013–2018 гг.), направленного на выявление стратегий чтения, которые используют взрослые читатели в своей профессиональной деятельности, их характеристику, способы усвоения и использования, выявление показателей эффективности. Имеющаяся в источнике информация расширяет представления об исследуемом объекте за счет включения в круг понятий профессионально специализированного чтения (ПСЧ) — «модификации, целью которой является широкая подготовка к длительной и разнообразной профессиональной деятельности», сочетающей качества и свойства других модификаций. В ходе изложения материала исследователь определяет и характеризует другие модификации чтения, в том числе рассматриваемые в диахроническом аспекте, выявляет сходства и различия с ними ПСЧ. Особое внимание в статье уделено дигитальному чтению — чтению с экрана, выделяемому наряду с чтением с листа. Рекурсивность, отсылочность экранного текста предполагает движение читателя в контекст, затекст, но не в авторский подтекст, соответственно применение стратегий поиска, отбора, сохранения и применения информации, а не ее интерпретацию. Наиболее востребованной стратегией дигитального чтения стало сканирование текста, при котором текст воспринимается по ключевым словам. Результаты исследования приводят автора к мысли о том, что в вузовской практике необходимо найти место обучению ПСЧ.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
результаты научных исследований
Источник
Сметанникова, Н. Н. Профессионально-специализированное чтение: его особенности и место в процессе обучения / Н. Н. Сметанникова // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 10. — С. 36–42. — DOI 10.25586/RNU.HET.18.10.P.36.
https://elibrary.ru/item.asp?id=36388515 (полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)