Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Интеллектуализация определения цифрового следа при персонализации подготовки кадров для цифровой экономики

Краткое описание
В материале представлены объективные причины развития интеллектуальных представлений знаний о возможностях образовательных программ и многообразиях индивидуальных траекторий обучающихся. С позиций системного анализа известных парадигм интеллектуализации предлагается ориентироваться на онтологический подход, обеспечивающий, с одной стороны, машинную систематизацию знаний об индивидуальных траекториях образовательных программ, а, с другой стороны, отразить их профильные особенности в пределах действующих направлений подготовки кадров для цифровой экономики, автоматизировать сравнение построенных машинных представлений знаний о них и визуализировать в доступной форме, понятной и легко воспринимаемой обучающимися. Предлагаемый подход детализируется на примере сопровождения двух образовательных программ подготовки бакалавров «Интеллектуальные информационные системы и технологии» и «Прикладные информационные системы и технологии». Обоснован выбор инструментальной среды для создания онтологии индивидуальных образовательных траекторий. При сопровождении выбирается модель представления знаний OKBC  Open Knowledge Base Connectivity. В технологической среде используется инструментарий Protégé, характеризующийся расширенным множеством формализмов, языков и форматов по отношению к другим известным системам подобного назначения. Ключевым фактором для выбора указанного инструментария является поддержка им языка UML, задействованного в методологии объектно-ориентированного проектирования информационных систем. Формализован сравнительный анализ семейств индивидуальных образовательных траекторий по множествам профилей подготовки образовательных программ. Рассмотрены преимущества предлагаемых решений для цифровой трансформации информационных ресурсов научно-образовательной сферы. Онтологии индивидуальных образовательных траекторий, создаваемые в соответствии с предложенным подходом, целесообразно задействовать при работе со студенчеством на этапах планирования занятий и составления их расписания, расширении различных форм участия студентов в научной работе, анализе качества подготовки выпускников, анализе востребованности выпускников, выявлении влияния персонализации на карьерный рост выпускников и уровень их заработной платы. Данная разработка полезна для понимания актуальности, а также теоретических и практических возможностей интеллектуализации средств представления знаний о возможностях образовательных программ и многообразиях индивидуальных траекторий обучающихся через определение цифрового следа и его роли в персонализации процессов формирования компетенций. Данный материал полезен для организации теоретической деятельности слушателей.
Направление деятельности
модели и технологии обучения в цифровой среде
Вид
результаты научных исследований
Источник
Птицына Л.К., Птицын Н.А., Птицын А.В. Интеллектуализация определения цифрового следа при персонализации подготовки кадров для цифровой экономики // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: Материалы XIV международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 01–05 марта 2021 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. С. 144-151.
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/34883