Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Оптимизация процесса взаимодействия педагогов и родителей в условиях частной дошкольной образовательной организации: педагогические условия

Краткое описание
В статье говорится о путях оптимизации процесса взаимодействия педагогов и родителей, об обогащении педагогического опыта родителей посредством вовлечения в жизнедеятельность группы своего ребенка и организацией серии образовательных встреч с привлечением специалистов извне; о применении разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями воспитанников; о выстраивании партнерского отношения педагога к родителям, когда педагог учитывает опыт родителей и их потребности, использует методы активизации родителей, направленные на возникновение интереса у родителей к процессу взаимодействия. Для оптимизации процесса взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в условиях ДОО разработаны следующие педагогические условия, ориентированные на партнерство, а именно: разработана определенная последовательность этапов взаимодействия с применением имеющихся форм и методов, а именно: интеллектуальный/ ознакомительный, эмоциональный/ адаптационный, деятельностный / долгосрочный этапы взаимодействия. Данные условия включают три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный, которые носят цикличный характер, то есть обновляются из года в год по заданному нами алгоритму. Интеллектуальный или ознакомительный компонент включает в себя систему знаний: знания педагога и родителя о специфике ЧДОО (ежегодно условия обучения и воспитания детей в ДОО меняются или модифицируются, в связи с ростом потребностей родителя и запросов родителей, как клиентов (одна из закономерностей маркетинга); знание педагога о потребностях родителей воспитанников, об особенностях развития ребенка и о традициях воспитания, в семье (переменная составляющая образовательного процесса в ЧДОО); знания родителя о сущности образовательной программы ЧДОО, режима дня, сетке дополнительных занятий и др. (переменная составляющая образовательного процесса в ЧДОО). Эмоциональный или адаптационный, компонент представляет собой систему чувств, определяющих положительные и отрицательные эмоциональные переживания: проявление сочувствия и эмпатии; конструктивная коррекция возникающих проблемных ситуаций в процессе взаимодействия участников образовательного процесса. Данный компонент также носит цикличный характер, т.к. видоизменяется из года в год, в связи с взрослением ребенка и появлением новых «страхов», которые необходимо преодолевать совместно в тандеме педагог-родитель (иногда и ребенок). Деятельностный или долгосрочный, компонент представляет собой совокупность форм, методов и приемов организации конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью воспитания и обучения с учетом выше описанных факторов переменных: действия, направленные на оказание помощи педагогу; действия, направленные на оказание помощи родителю; самокоррекция педагогической деятельности. Показательными критериями успешного взаимодействия педагога с родителями воспитанников в условиях частной дошкольной образовательной организации является: интелектуальный или ознакомительный компонент (полнота представлений о процессе взаимодействия), эмоциональный или адаптационный, компонент (степень положительного отношения к процессу взаимодействия), деятельностный или долгосрочный, компонент (наличие конструктивного адекватного взаимодействия педагогов с родителями).
Направление деятельности
психолого−педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Фетеску В. В. Повышение качества процесса взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в условиях частной образовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12-1. С. 173-176.
https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-protsessa-vzaimodeystviya-pedagogov-s-roditelyami-doshkolnikov-v-usloviyah-chastnoy-obrazovatelnoy-organizatsii