Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Метапредметный потенциал учебного текста
Краткое описание
В статье приведен анализ понятий «текст» и «учебный текст», выделены их существенные признаки. При рассмотрении понятия «метапредметный потенциал» учебного текста, выделены следующие его предпосылки: текст обучает метапредметным знаниям; текст имплицитно содержит методы овладения учебной информацией; текст выступает средством коммуникации; текст запускает механизм самоорганизации в личности, с ним соприкасающейся; текст обладает возможностью влияния на формирование личности. Анализируя структуру метапредметного потенциала учебного текста, авторы выделяют в ней три компонента: ценностный компонент, который основан на возможностях текста сохранять культурные коды, философские идеи, общечеловеческие смыслы; содержательный компонент, отражающий предметные и лингвистические возможности текста и деятельностный компонент, заключающийся в применении разных видов заданий, раскрывающих различные возможности учебного текста. Для того чтобы актуализировать метапредметный потенциал учебного текста, авторами предложена идея дидактического резонанса как механизма, обеспечивающего включенность педагога и учащихся в работу с учебным текстом с целью формирования метапредметных образовательных результатов. В контексте данной работы понятие «резонанс» означает взаимное усиление функционирования взаимодействующих субъектов учебного процесса – учителя и учащихся. Учебный текст, в рамках предложенного подхода, играет роль резонатора, который сначала настраивается учителем через систему заданий, педагогических приемов на формирование определенных универсальных учебных действий. Затем он вступает в резонанс с когнитивной сферой ученика, побуждая его к активизации этих определенных универсальных учебных действий. Работа может быть полезна педагогам-исследователям, учителям, организующим работу с текстами в учебном процессе, а также преподавателям и студентам педагогических вузов.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 1(94). – С. 162-172. – DOI 10.23859/1994-0637-2020-1-94-14. – EDN IBLTNJ.
https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-potentsial-uchebnogo-teksta-aktualizatsiya-v-osnovnoy-shkole/viewer