Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка
Краткое описание
В статье рассматриваются различные виды чтения, связанные с решением разных коммуникативных задач: просмотровое, поисковое, изучающее, что, безусловно, соответствует представлениям о читательской грамотности. К каждому виду чтения приводятся типы предтекстовых заданий. Особое внимание уделяется формированию навыков работы учащегося с текстом при изучающем чтении. Определяется место русского языка как предметной области в ряду дисциплин, формирующих умение работать с различными текстами, в том числе с художественными. Выявление проблемы текста должно строиться на умении соотносить содержание произведения с жизнью, с собственным опытом ученика, что соотносится с концепцией формирования читательской грамотности. Обосновывается целесообразность включения при работе с текстом предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений на уроках. Приводятся примеры конкретных приемов работы с текстами Ф. Кривина на уроках русского языка (система вопросов и творческие задания). Сформулированные автором принципы и дидактические приемы могут быть использованы учителями как для выстраивания логики предметного курса в целях формирования читательской грамотности через изучающее чтение (хотя в статье ни разу не встречается словосочетание «читательская грамотность»), так и для интеграции конкретных заданий в отдельно взятые уроки.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
учебно−методические разработки
Источник
Нарушевич А. Г., Анохина В. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 12. – С. 208-211.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-raboty-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka/viewer