Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Система подготовки к уроку русского языка, формирующего навыки функционального чтения, в начальной школе
Краткое описание
В статье автор, обобщая опыт российских и зарубежных коллег по вопросам формирования функционального чтения, предлагает свой взгляд на проблему с учетом исследования PIRLS, с точки зрения русского языка как иностранного и с учетом возрастных особенностей младшего школьника. Изложенное в источнике понимание функциональной грамотности полностью соответствуют современным научным представлениям, исследование опирается на достижения современной дидактики, в частности, автор опирается на труды Лори Джемисон Рог, Е.С. Романичевой и Г.В. Пранцовой, посвященные видам функционального чтения и разнообразным стратегиям и приемам работы с текстом. Автор приходит к выводу, что задания по функциональному чтению необходимо предлагать ученикам с первого класса, и к концу четвертого класса учащиеся должны обладать определенными навыками, которые помогут им справиться с тестовыми вопросами международного исследования PIRLS. Статья будет полезна для учителей русского языка начальных классов, поскольку содержит конкретные советы по подготовке к уроку. Система подготовки к уроку русского языка дается в виде серии последовательных вопросов, отвечая на которые, учитель посмотрит на урок с точки зрения функционального чтения (1. Какие коммуникативные навыки будут сформированы к концу урока? 2. Повторите, вспомните, что вы знаете об этих навыках? 3. Какие навыки формируются (тренируются) на этом уроке? 4. С какими новыми словами ученики знакомятся впервые? 5. Какова функция учебных заданий данного урока русского языка (обучающая, развивающая, контролирующая)? 6. Какими заданиями либо вопросами мотивировать учащихся, прежде чем они начнут работу на уроке? 7. Какие задания можно использовать на этапе речевой разминки? 8. Просмотрите все задания в учебнике и в рабочей тетради. Подумайте, какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как вы организуете их деятельность по предупреждению или исправлению ошибок? 9. Подумайте, какие формы организации деятельности детей на уроке русского языка вы будете использовать? 10. Обучение чтению. 11. Будут ли использоваться на уроке русского языка наглядные пособия и раздаточные материалы? 12. Подумайте, что вы зафиксируете на доске. 13. Продумайте концовку урока. 14. Используйте родной язык учеников при необходимости. 15. Подумайте, как вы организуете оценивание и самооценивание). Некоторые вопросы подробно комментируются автором, приводятся примеры.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Новосельцева Н.В. Как подготовить урок русского языка: рекомендации учителю с точки зрения функционального чтения // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 47.
https://elibrary.ru/item.asp?id=44595478
(полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)