Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Механизм "перспективизация" при понимании учебного текста
Краткое описание
В статье обосновано, что смысловое чтение предполагает анализ как опыта читающего индивида, так и учебного текста. На основе учебного текста обучающиеся делают умозаключения, чему способствует когнитивный механизм «перспективизации» – выдвижение на передний план такого текстового знака, как заголовок, репрезентируемого словами или словосочетаниями, соотносимыми со словами в прямом значении. На конкретном примере авторы показывают, как происходит освоение учебного текста: от осмысления его содержания к созданию проекции текста – метатекста (аннотации, реферата-резюме, реферата-описания, реферата – обзора, рецензии). По мнению авторов, важную роль в повышении успешности учеников играет освоение ими метаязыка (определённых глаголов и глагольно-именных словосочетаний), который облегчает восприятие учебных текстов. В статье приведены примеры таких словосочетаний, разбитые на три группы в зависимости от того, какую именно информацию они помогают осмыслить. Статья адресована учителям-филологам, однако может быть полезна и другим педагогам.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
учебно−методические разработки
Источник
Рубас, А. А. Механизм "перспективизация" при понимании учебного текста / А. А. Рубас, А. С. Щербак, А. Е. Агманова // Неофилология. – 2021. – Т. 7. – № 26. – С. 241-247. – DOI 10.20310/2587-6953-2021-7-26-241-247.
https://elibrary.ru/item.asp?id=44790852
(полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)