Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Подготовка школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA-2021
Краткое описание
В первой части статьи автор выявляет ключевые компоненты понятия «функциональная грамотность». Во второй части работы представлен анализ результатов российских учащихся в исследованиях PISA-2015 и PISA-2018 в области естественнонаучной, читательской, математической и финансовой грамотности, а также в сфере глобальных компетенций. Среди читательских умений в 2015 году наибольшее отставание российских школьников от зарубежных сверстников было отмечено в компетенции «умение осмыслить и оценить информацию текста». В 2018 году самыми трудными для учащихся были задания на выбор среди тематически сходной информации; выявление и анализ противоречий; осмысление графической информации; оценку качества и надежности информации. Отмечено, что тексты для деловых и общественных целей школьники читают несколько хуже, чем тексты, предназначенные для образовательных и личных целей. Для совершенствования читательской грамотности автор рекомендует выполнять задания, в которых нужно не просто извлекать информацию или запоминать её, но и применять умения различения и понимания информации из научных, учебных, художественных текстов, фильтрации данных, работы с разными источниками информации разных форматов, включая сравнение нескольких документов, рассматривающих одну и ту же проблему с различных позиций. Предлагаемые автором дидактические решения нацеливают на использование учителем в процессе обучения компетентностных заданий на анализ научных данных, сопоставление фактов и событий из разных источников, контекстные задачи. Рекомендуется на уроках по всем предметам и на внеурочных занятиях использовать различные виды текстов из повседневной жизни. Это могут быть тексты объявлений, чатов, интернет-форумов, рекламы и т. п. Необходимо научить школьников читать глубоко, применяя для каждого вида текста свои стратегии чтения и понимания. Автор подчеркивает, что следует уделять внимание работе с информацией в электронной обучающей среде: ее сортировке по релевантности, оценке качества и достоверности источников, уточнению информационного запроса и др. Обращается внимание на то, что при подготовке учащихся к решению заданий по модели PISA нужно учитывать, что все тестовые задания переведены в электронный (компьютерный) формат. Чтение в электронной среде, «цифровое чтение», носит нелинейный гипертекстовый характер, является сканирующим, просмотровым, восприятие крупных фрагментов текста затрудняется, нагрузка на мозг увеличивается. Значит, необходимо помочь школьнику овладеть качественным чтением предметно-ориентированных текстов в цифровой среде. Для обеспечения высокого уровня читательской грамотности школьников каждый учитель-предметник должен освоить стратегии смыслового чтения, включить в круг своего профессионального чтения литературу по способам чтения с листа и экрана, аналитико-синтетической обработки информации, техническим приемам работы с письменными текстами, веб-текстами и др. Результаты работы могут быть использованы как учителями-предметниками для совершенствования методики преподавания, так и руководящими работниками в сфере образования для выработки стратегии подготовки школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA, в том числе и в области читательской грамотности.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Усова С.Н. Подготовка школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA-2021 //Инновационные проекты и программы в образовании. – 2020. – №6 (72). – С.48-55.
https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-shkolnikov-k-uchastiyu-v-mezhdunarodnom-issledovanii-kachestva-obrazovaniya-pisa-2021/viewer