Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Проблемы использования текстов «новой природы» в литературном образовании школьников
Краткое описание
В статье проанализированы особенности «клипового» мышления людей, родившихся в конце 1990-х — 2000, достоинством которого называется высокая скорость обработки больших потоков информации. При этом, опираясь на современные отечественные и зарубежные исследования, автор указывает на возникающие у современных школьников трудности восприятия текстов, содержащих однородную информацию, с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле; построения логических цепочек; анализа. С этой позиции рассматривается включение в образовательный процесс текстов «новой природы» («мультитекстов», «новых текстов»). При отсутствии единого понимания этих терминов, осознаваемой автором статьи необходимости их дальнейшей разработки и уточнения, автор отмечает, что обращение к подобным текстам помогает преодолеть разрыв между клиповым и линейным мышлением, обогащает педагогический инструментарий учителя, позволяющий организовать читательскую и образовательную деятельность учащихся на уроке и во внеучебное время. Так, например, в качестве вспомогательных средств в изучении художественного произведения в статье названы буктрейлер и комикс. Также автор статьи отмечает, что контент современных учебно-методических комплексов уже включает тексты «новой природы», однако задача будущего — создание новых типов учебных книг, носящих личностно- и практико-ориентированный характер, предполагающих интерактивный режим освоения содержания. В рамках изложенной концепции автор вводит и понятие «новая грамотность», полностью соответствующее современным представлениям о функциональной грамотности и предполагающее «умение управлять процессами, используя все средства кодирования культурно значимой информации».
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Беньковская, Т. Е. Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников / Т. Е. Беньковская // Педагогический ИМИДЖ. — 2017. — № 3(36). — С. 63–70.
https://elibrary.ru/item.asp?id=30258215
(полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)