Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Дидактические условия формирования текстовой деятельности учащихся начальной и основной школы
Краткое описание
Исследование направлено на научно-методическое решение проблемы повышения качества текстовой деятельности младших школьников, которая, по авторскому замыслу, успешно решается за счет обеспечения интеграции двух её этапов: этапа аналитической деятельности по оценке авторских текстов и этапа продуктивно-творческой деятельности по созданию собственных текстов, – приводящей к акту переноса сформированных аналитических действий и операций в собственную созидательную деятельность. Дидактическим «триггером» повышения качества текстовой деятельности автором рассматривается система заданий аналитической направленности, способствующая формированию учебных действий и операций по восприятию и интерпретации авторского текста, и продуктивно-творческой направленности, обеспечивающая перенос умений по работе с текстами в продуктивно-творческую деятельность. Предложены критерии, позволяющие оценить эффективность разработанной системы заданий: владение текстовыми действиями, необходимыми для понимания замысла автора готового текста, для формирования замысла собственного текста, воплощения этого замысла и оценки результатов, самостоятельное планирование продуктивно-творческой деятельности, соответствие композиционной и речевой формы созданного текста содержанию, а также степень реализованности замысла, способность вызвать читательский интерес; наличие элементов рефлексии процесса подготовки к созданию текста, его написания и результата деятельности. Исследование расширяет представления о средствах формирования читательской грамотности учащихся и может быть использовано при подготовке специалистов – учителей начальных классов и преподавателей русского языка и литературы в основной школе, а также в деятельности институтов повышения квалификации, в системе переподготовки учительских кадров.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Васильевых, И.П. Дидактические условия формирования текстовой деятельности учащихся начальной и основной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 5.8.1. / Васильевых Ирина Павловна; [Место защиты: Институт стратегии развития образования Российской академии образования]. – Москва, 2021. – 32 с.
https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01010979107