Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Формирование навыков смыслового чтения как условие успешной реализации метапредметного подхода

Краткое описание
Изложенная в статье концепция расширяет представления о читательской грамотности как части функциональной грамотности, позиционируя ее как метапредметный результат и постулируя необходимость целенаправленных усилий по формированию навыков смыслового чтения в основной школе, что по сути предвосхищает подход, положенный в основу обновленного ФГОСа. В статье показывается, при каких условиях в рамках метапредметного подхода реализуется обязательная текстовая деятельность. Автор обосновывает необходимость использования на уроках аутентичных текстов и утверждает, что работа с ними будет эффективной, если осуществляется в рамках стратегиального подхода к обучению чтению. Ссылаясь на опыт зарубежных коллег в проекте BaCuLit (базовая программа повышения квалификации учителей «Грамотность чтения в предметных областях основной школы»), автор утверждает, что процесс формирования навыков чтения более эффективен, если на учебном занятии использованы «материалы, которые дают ответы на интересующие подростков вопросы; помогают развивать свою читательскую грамотность путем поисков ответов на эти вопросы». В этой связи предлагаемые в качестве учебных оригинальные тексты, подбор которых, как отмечает автор, должен осуществляться учителем в сотрудничестве со школьным библиотекарем, должны восполнить те дефициты, которые есть в современных учебниках. Говоря об эффективности стратегиального чтения, автор обращает внимание, что при работе с текстом в рамках стратегиального подхода, читатель овладевает содержанием текста (предметные знания) и способом работы с материалом (метапредметные знания и навыки), что усиливает субъектность участников образовательного процесса, «столь необходимую именно сегодня, когда образование уходит “в цифру”».
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Романичева, Е. С. Текстовая деятельность как одно из условий успешной реализации метапредметного подхода к обучению / Е. С. Романичева // Мир русского слова. — 2020. — № 3. — С. 95–100.
https://cyberleninka.ru/article/n/tekstovaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-uspeshnoy-realizatsii-metapredmetnogo-podhoda-k-obucheniyu/viewer