Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Работа с текстом при решении заданий формата PISA на уроках химии

Краткое описание
В статье рассматриваются условия успешного выполнения учащимися основной школы заданий формата PISA, направленных на проверку уровня естественнонаучной грамотности. Автор отмечает, что в основе этих заданий лежит текст, а их выполнение предполагает определенную текстовую деятельность (выделять главную мысль текста, отделять необходимую информацию от второстепенной, сравнивать суждения, находить противоречия, преобразовывать информацию). По мнению автора статьи, для того чтобы процесс обучения химии способствовал развитию естественнонаучной грамотности, как составной части функциональной грамотности школьников, необходимо систематически, при изучении каждой темы курса включать задания формата PISA. Поскольку таких заданий в методической литературе представлено недостаточно, учитель должен уметь разрабатывать их самостоятельно. Выделены этапы разработки таких заданий: 1) поиск знакомых школьникам и доступных для их понимания химических объектов в окружающей человека действительности. Объектами изучения химии являются вещества и химические процессы. Их следует вычленять из многообразного материального мира. 2) включение выбранных объектов в проблемные ситуации, составление текста. Описываемая ситуация рассматривается в одном из контекстов, свойственных заданиям PISA, т.е. связана с природными ресурсами, окружающей средой, здоровьем человека, опасностями и рисками личного, местного/национального или глобального уровня. Разработанный текст функционирует в одной из ситуаций: личной, общественной, учебной или деловой. 3) к тексту разрабатываются задания и бланки ответов. Работа может быть полезна учителям-предметникам, особенно преподающим предметы естественнонаучного цикла, а также преподавателям методических дисциплин и студентам педагогических вузов.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
результаты научных исследований
Источник
Качалова, Г. С. Химическая грамотность как компонент естественнонаучной грамотности обучающихся / Г. С. Качалова // Вестник педагогических инноваций. – 2021. – № 3(63). – С. 77-85.
https://www.vestnik-pi.ru/wp-content/uploads/2022/01/kachalova-galina-semenovna-1.pdf