Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Применение стратегий чтения при анализе произведений литературы в условиях билингвальной образовательной среды

Краткое описание
В статье раскрываются особенности применения стратегиального чтения в условиях билингвальной образовательной среды. Методологической базой статьи выступает концепция Кеннета Гудмана, а также труды отечественных специалистов (И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, Н. Н. Сметанникова и др.), исследующих и развивающих современные стратегии чтения. Читательская грамотность при таком подходе выступает основой для дальнейшего успешного обучения и профессиональной деятельности. В статье отмечается, что «стратегии чтения способствуют формированию навыков читательской грамотности, развивают образное и аналитическое мышление обучающихся, помогают интерпретировать, сохранять и использовать информацию в обычной жизни», то есть овладение различными стратегиями чтения автор статьи непосредственно связывает с функциональной грамотностью. В статье рассматриваются теоретические аспекты обучения стратегиальному чтению, описаны три этапа стратегий чтения по видам деятельности обучающихся: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Предложено обоснование эффективности урока (системы уроков) с использованием поэтапной деятельности, общий результат которой — понимание смысла художественного произведения. Особый интерес для педагогов может представлять опыт применения диаграммы Эйлера при сопоставлении персонажей, поскольку данная стратегия чтения позволяет формировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. В качестве примера автор приводит фрагмент урока по изучению романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе с привлечением регионального компонента (образ В. Дубровского сопоставляется с образом В. Манчары из повести в рассказах С. П. Данилова «Манчары», изучаемой на уроках якутской литературы).
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Никонова, Н. И. Стратегии чтения на уроках литературы с применением регионального компонента / Н. И. Никонова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6(79). — С. 138–140. — DOI 10.24411/1991-5497-2019-10060.
https://elibrary.ru/item.asp?id=41833089 (полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)