Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Уклад школы как фактор образовательной среды и его влияние на психологическое здоровье школьников (анализ зарубежного опыта)

Краткое описание
В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию различных факторов на психологическое здоровье школьников и успешность их обучения. Важнейшими из этих факторов оказываются сам ученик, семья, школа в целом и учитель. Также важными факторами являются особенности школьной культуры и уклад школы. Описана роль директора в формировании уклада школьной жизни. При этом влияние указанных факторов, согласно полученным данным, часто оказывается совсем не таким, как представляется обыденному сознанию. Рассмотрение результатов проведенных за десятилетия исследований позволило авторам сделать вывод о превалирующей роли ученика и его собственных усилий в успешности обучения и в состоянии его психологического здоровья. Хроническое заболевание ребенка, вопреки устоявшемуся мнению, хоть и негативно сказывается на учебных успехах и психологическом здоровье школьника, но его влияние не слишком велико. Гораздо большее значение имеют ожидания родителей от ребенка, их эмоциональная поддержка и вера в него. Кроме рассмотрения зарубежных исследований, в статье описываются характеристики нескольких наиболее успешных американских школ, в которых факторы образовательной среды выражены особенно ярко и изучение которых было проведено самими авторами. Также в статье показано, что сильное влияние на успешность обучения и психологическое здоровье школьников оказывает то, какие отношения сложились у них с учителями. Даже если другие внутришкольные факторы не слишком позитивны, учитель, умеющий воспринимать точку зрения учеников на те или иные вопросы, может оказывать значительное положительное воздействие на их учебные успехи и самочувствие. Рекомендуется слушателям для самостоятельного изучения, как источник идей для анализа и проектирования образовательной среды своей школы.
Направление деятельности
развитие школьных воспитательных систем
Вид
результаты научных исследований
Источник
Вачков, И. В. Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников / И. В. Вачков, С. Н. Вачкова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2018. – № 50. – С. 73–86. – DOI 10.15382/sturIV201850.73-86
https://elibrary.ru/item.asp?id=36731666