Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Результаты педагогического эксперимента по развитию читательских умений учащихся 8-9 классов на уроках химии
Краткое описание
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по развитию читательских умений учащихся 8-9 классов на уроках химии. Оценивался уровень развития следующих умений 8-классников: озаглавить текст или его смысловые части; разделить текст на смысловые части; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; находить в тексте информацию, заданную в неявном виде; аргументировать свой ответ, опираясь на данные текста и собственный жизненный опыт; определять тему текста. В начале учебного года было проведено констатирующее исследование, которое выявило преобладание низкого и неустойчивого уровня владения вышеперечисленными умениями, затем, в течение учебного года осуществлен формирующий эксперимент и проведена диагностика его результатов. Показано, что по итогам 8 класса более 1/3 учащихся приобрели устойчивый уровень владения читательскими умениями, доля учащихся с низким и неустойчивым уровнем существенно снизилась. В 9 классе были добавлены ещё 4 читательских умения: формулировать вопросы, основные положения, тезисы, выводы по тексту, составлять конспект текста; представлять содержание текста в виде граф-схем; сопоставлять рисунки, модели, таблицы, графики с содержанием текста, анализировать приведенные в них данные; трансформировать текст в иную форму. Результаты формирующего эксперимента, проводившегося в течение учебного года продемонстрировали положительную динамику в развитии этих умений. В качестве дидактического решения экспериментаторы использовали учебный текст с химическим содержанием и задания к нему. Текстовая деятельность школьников предполагала применение как знаний и умений из области химии, так и читательских умений. Работа может быть полезна учителям предметникам для организации учебной деятельности с текстами в процессе обучения, а также преподавателям методических дисциплин вузов для развития профессиональных компетенций студентов.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Алямкина Е.А., Автайкина А.А., Ляпина О.А., Жукова Н.В. Формирование умений работы с текстом на уроках химии в основной школе //Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. С. 79-88. https://elibrary.ru/item.asp?id=38732428
https://elibrary.ru/item.asp?id=38732428
(полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)