Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Формирования читательской грамотности при обучении физике
Краткое описание
В статье проводится анализ содержания понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность», выделяются их существенные признаки. Показана преемственность в развитии читательских умений, закрепленных во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования. Выделены читательские умения, которые наиболее значимы для учащихся основной школы: осуществлять поиск информации; ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно (неявно) заданную в тексте информацию; оценивать достоверность предложенной информации; высказывать оценочные суждения на основе текста; создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Автор приводит анализ заданий ОГЭ и ВПР по физике, выделяя те из них, которые предполагают работу с текстом. В работе приведен анализ УМК по предмету с целью выявления типов и количества заданий по физике, предполагающих применение читательских умений школьников для их выполнения. По итогам проведенного анализа сделан вывод о небольшом количестве и невысоком разнообразии таких заданий. Кроме того, автором представлены результаты анкетирования учащихся средней школы, колледжа, студентов бакалавриата и магистратуры, которые отражают их отношение к чтению и владение некоторыми читательскими умениями, составляющими читательскую грамотность. В качестве дидактического решения, направленного на развитие читательской грамотности, автор предлагает систематическое использование в процессе обучения физике заданий на дополнение текста (составленного на основе текста учебника) словами из предложенного списка. Результаты работы могут быть использованы учителями, преподающими предметы естественнонаучного цикла для организации работы с заданиями на основе текста, способствующими развитию читательской грамотности школьников.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Антонова Н.А. Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №3 (47). – С.19-27.
http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/article/view/630