Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
Краткое описание
Методические рекомендации являются частью системы учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов. В пособии отражены концептуальные подходы и практики международных сравнительных исследований качества образования (TIMSS, PISA), представлены научно-методические разработки современных российских ученых и педагогов. Методические материалы включают описание проблем и методики формирования и оценки глобальных компетенций российских школьников. Приведены нормативные аспекты и общие рекомендации разработки заданий. Отмечено, что использование банка заданий позволяет организовать целенаправленное формирование глобальной компетентности и представить его как целостный и непрерывный процесс, в котором сочетаются образовательные и воспитательные цели., учитывая, что для значительной доли учеников самостоятельный перенос накопленных конкретных знаний в сферу решения познавательных заданий по «глобальным компетенциям» представляет существенную трудность – они нуждаются в педагогической поддержке.Комплексные задания Банка могут быть использованы в учебном процессе для диагностики, формирования и оценки «глобальных компетенций». Разобраны методики формирования компетенций для учеников 5 класса на примере комплексного задания «Жить и учиться дружно», направленного на осознание ценности межкультурного взаимодействия; 6 класса – «Новая игра» (содержательный контекст комплексного задания относится к сфере «глобальные проблемы»), 7 класса – «Нам не страшен гололёд» (содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы; отражает проявление глобальных проблем на локальном уровне; базируется на подходах, характерных для таких предметов, как биология, обществознание и химия), 8 класса - «Леса или сельскохозяйственные угодья?» (примером использования в едином блоке информации о реальной ситуации о сокращении лесного покрова Земли под влиянием антропогенных факторов), 9 класса – «Этичное производство и потребление» (задание представляет глобальные проблемы, базирующиеся на знаниях, которые получают школьники при изучении естественнонаучных дисциплин и предметов «География» и «Обществознание» . В дополнение к комплексным заданиям, разработанным для формирования и оценки функциональной грамотности в учебном процессе, на платформе Российской электронной школы (РЭШ) представлены диагностические работы, назначением которых является оценка уровня сформированности функциональной грамотности для отдельных направлений.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
учебно−методические разработки
Источник
Коваль, Т. В. , Дюкова С.Е., Ковалева Г.С., Садовщикова О.И. Глобальные компетенции // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе) Москва, 2021, 124 С.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/%D0%93%D0%9A_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_2021.pdf