Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Диалектическое обучение при работе с текстом на уроках химии
Краткое описание
Автор статьи приводит перечень читательских умений, дефицит которых отрицательно сказывается на достижении предметных и метапредметных образовательных результатов обучения химии. Речь идет о понимании смысловой структуры текста, установлении скрытых связей между утверждениями (причинно-следственные связи и сходство – различие), формулировании выводов на основе обобщения отдельных частей текста, обнаружении противоречий, содержащихся в одном или нескольких текстах. В качестве дидактического решения, направленного на развитие читательской грамотности на уроках химии автор предлагает способ диалектического обучения, который предполагает опору на методологический аппарат науки логики, т.е. формирование форм логического мышления: понятий, суждений и умозаключений. В статье приведен методический инструментарий учителя, при помощи которого реализуется способ диалектического обучения: сборники предметных, межпредметных и опорных понятий; логические схемы (структурные, классификационные, структурно-функциональные и др.); сборники словесных образов; комплекты карточек; рисунки, отражающие отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера. Автор приводит примеры использования заданий к тексту параграфа для формирования читательских умений. Выполнение предложенных заданий ориентирует учащихся на выделение ключевых слов в учебном тексте; составление логических схем, отражающих взаимосвязь между ключевыми словами; формулирование вопросов к тексту; выявление существенных отличий между понятиями; построение ответа на проблемные вопросы в форме суждений и умозаключений, а также на выделение определений понятий из перечня суждений; установление отношений между понятиями и наглядное их изображение при помощи кругов Эйлера. Результаты исследования могут быть полезны учителям-предметникам в качестве одного из подходов к развитию читательских умений в процессе обучения.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
учебно−методические разработки
Источник
Ковель М.И. Формирование функциональной грамотности у обучаемых на уроках химии // Символ науки. - 2021. - №1. – С. 128–132.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-u-obuchaemyh-na-urokah-himii/viewer