Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Биологические тексты и интегрированные статьи как средство формирования читательской грамотности

Краткое описание
В статье внимание уделяется формированию и развитию метапредметных умений, разработке и включению в учебный процесс заданий разной формы и уровня сложности, направленных на работу с учебными текстами. Обосновывается, что составление и использование биологических текстов или интегрированных статей, включающих сведения из разных предметных областей, и заданий к ним дадут возможность осмыслить природные явления в целом, применить знания из разных областей естественных наук. Отмечается, что формирование читательской и естественнонаучной грамотности взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы. Автором предполагается для достижения указанных видов функциональной грамотности использовать тексты различного естественнонаучного содержания: о достижениях естественных наук, из истории развития науки, знакомство и интерпретация исторических фактов биологического характера, социально значимые события для учащихся и их окружения, тексты проблемного характера. Приводятся примеры текстов разного содержания и разного уровня сложности и заданий к ним, которые формируют и развивают читательскую и естественнонаучную грамотность. Тексты сопровождаются комментарии по их использованию, которые облегчают «встраивание» их в процесс обучения биологии. Представленные методические материалы могут быть использованы на уроках биологии, а также стать основой для проектирования авторских текстов и системы заданий к ним.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Никишова, Е.А. Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. – 2019. – №2. – С. 72–78.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-i-estestvennonauchnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-biologii/viewer