Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности

Краткое описание
В статье в соответствии с современным научным представлением о функциональной грамотности обоснованы направления эволюции этого понятия и необходимость включения в его определение оценочного компонента. Авторы, рассматривая читательскую грамотность как необходимое условие освоения различных предметных областей и реальной жизненной практики, отмечают, что к традиционным практикам чтения сегодня добавляется цифровое чтение, требующее сформированности высокоуровневых навыков, связанных с применением сложных стратегий обработки информации. Указывая на возрастающую значимость (как социальную, так и личностную) задачи формирования читательской грамотности в информационном обществе, авторы отмечают, что современная школа пребывает в поиске новых эффективных способов повышения и оценки качества чтения, что является необходимым условием реализации федерального проекта «Современная школа» и исполнения Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 219. С этих позиций в статье описан опыт проведения городской Олимпиады по смысловому чтению, рассматриваемой как одно из эффективное средств формирования и оценки читательской грамотности. Первая Олимпиада по смысловому чтению была организована в Челябинске в 2011 году педагогами Челябинского физико-математического лицея № 31. Цель мероприятия — формирование навыков смыслового чтения, функциональной грамотности, оценка читательских умений, привлечение всеобщего внимания (обучающихся, учителей, родителей) к низкому уровню сформированности читательских компетенций. В статье предложено обоснование формата проведения олимпиады (Интернет-олимпиада), тестового характера заданий, их структуры, ориентированной на умения, характеризующие процесс чтения, такие как «беглое» (просмотровое) чтение, «схватывание», буквальное толкование, обобщение информации, поисковое, выборочное чтение, извлечение основных тем и формулирование выводов. Авторы задействуют типы текстов и заданий, которые используются в международных измерениях и исследованиях читательской грамотности PISA. Статья содержит примеры поисковых, аналитических, интерпретационных, позиционных задач и заданий, ориентированных на различные читательские умения, которые могут быть использованы в школьной практике.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Терентьева, Н. П. Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности / Н. П. Терентьева, Е. В. Баталова // Филологический класс. — 2019. — № 3(57). — С. 108–113. — DOI 10.26170/FK19-03-15.
https://filclass.ru/images/JOURNAL/57/FK3-2019-108-113.pdf