Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Задания к предметному тексту по химии для развития у обучающихся читательской грамотности

Краткое описание
Автор статьи приводит результаты анализа диагностических работ по химии учащихся 8-9 классов, которые показывают невысокий уровень развития читательских умений обучаемых при работе с предметными текстами. В частности, школьники затрудняются формулировать вывод, обобщить прочитанное, найти и извлечь информацию, расположенную в разных фрагментах текста, определить наличие/отсутствие информации, обнаружить противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах и др. Дидактическое решение, направленное на формирование читательской грамотности на уроках химии, основано на использовании приемов, относящихся к способу диалектического обучения. Цель предлагаемых заданий – это формирование понятий на основе выделения в тексте учебника их существенных признаков; суждений о связи между предметом и его признаком, а также умозаключений, построенных на основе одного или нескольких суждений. Конструирование суждений и умозаключений является этапом в обобщении данных и формулировании выводов на их основе. Это важнейшее читательское умение, служащее основой формирования естественнонаучной и математической грамотности. В работе приводятся конкретные примеры работы с понятиями, определениями, признаками, построением суждений и умозаключений о химических объектах. Результаты исследования могут быть полезны учителям-предметникам в качестве одного из подходов к развитию читательских умений в процессе обучения.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
учебно−методические разработки
Источник
Ковель М.И. Задания к предметному тексту по химии для развития у обучающихся читательской грамотности //The Scientific Heritage. – 2020. – №48-4. – С. 31–36.
https://cyberleninka.ru/article/n/zadaniya-k-predmetnomu-tekstu-po-himii-dlya-razvitiya-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-gramotnosti/viewer