Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название
Формирование читательского компонента базовой инструментальной грамотности при освоении пропедевтического курса информатики младшими школьниками
Краткое описание
Автор утверждает, что школьный курс информатики ориентирован на развитие математического, вычислительного и алгоритмического компонентов; потенциал школьной информатики для формирования читательского компонента в должной мере не реализован. Цель исследования: осуществить развитие методической системы обучения информатике на уровне начального общего образования в аспекте формирования читательского компонента базовой инструментальной грамотности младших школьников. Разработана концепция обучения информатике на уровне начального общего образования, направленного на формирование читательского, компонента базовой инструментальной грамотности обучающихся, включающая в себя описание четырех блоков: 1) «проблемный (целеполагающий)»; 2) «базисный (основание концепции)»; 3) «содержательный (тело концепции)», 4) «практический (прикладной)». Основополагающей идеей концепции является реализация потенциала содержательных линий «Информация и информационные процессы» и «Представление информации», раскрываемая в ее проблемном, базисном, содержательном и практическом блоках. В концепции отмечена необходимость дополнения комплекса целей, традиционного для пропедевтического обучения информатике, установкой на формирование базовой инструментальной грамотности (БИГ) учащихся в целом и читательского компонента БИГ в частности. Утверждается, что изучение информатики в начальной школе способно внести значительный вклад в достижение главных целей начального общего образования, обеспечивая овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными), а также результатами в предметной области, обеспечивающими развитие ребёнка, в частности, накопление знаний и формирование способностей к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний способов действий. Представлена система заданий, ориентированных на становление и развитие способности воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде. Использовались материалы из методических пособий «Примеры открытых заданий PISA» Центра оценки качества образования ИОСО РАО были выбраны задания: «Озеро Чад», «Граффити», «План», «Научное оружие полиции», «Кадры», «Воздушный шар», «Сдача крови». Изложена методика использования средств обучения информатики для формирования читательского компонента базовой инструментальной грамотности на уровне начального общего образования. Подробно описаны подходы к экспериментальной апробации учебных материалов, в том числе УМК «Информатика для всех», разработанных на основе рассмотренных теоретических и методических подходов. Подробно описана структура и технология проведения опытно-экспериментальной работы. Приведены результаты предметного тестирования, в частности установлена разница в показателях входящего и исходящего тестов, которая показывает существенное влияние положений концепции на освоение предметных результатов в области «Математика и информатика». Также описана структура тестирования, направленного на выявление сформированности читательского компонента базовой инструментальной грамотности
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников Вид
результаты научных исследований
Источник
Павлов Д.И.. Формирование читательского компонента базовой инструментальной грамотности при освоении пропедевтического курса информатики младшими школьниками : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Павлов Дмитрий Игоревич; [Место защиты: Московский педагогический государственный университет]. - Москва, 2020. - 24 с.
https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01010243918