Дата добавления
08.09.2023
Рубрика
Справочник научно-методических разработок
Название

Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами

Краткое описание
В статье представлены результаты исследования, доказывающие эффективность формирования читательской грамотности школьников посредством литературных и информационных текстов (изучение биографии писателя в средних классах). Изложенное в источнике понимание функциональной грамотности полностью соответствуют современным научным представлениям, исследование опирается на достижения современной дидактики. Освоение приемов работы с литературными и информационными текстами, в том числе развивающих критическое мышление школьников, рассматривается как необходимое условие формирования их читательской грамотности. В качестве эффективных приемов работы с информационными текстами (биографией писателя) рассматриваются использование маршрутного листа, выбор ключевых слов в тексте учебника о биографии писателя, затем составление на их основе кластера, вопросы к тексту о жизни и творчестве писателя, технология развития критического мышления через чтение и письмо, интерактивная технология веб-квеста. Источник имеет особую практическую ценность, поскольку содержит тексты методических разработок (фрагментов занятия) по биографиям К. Г. Паустовского, И. А. Крылова, А. П. Чехова, демонстрирующих механизмы внедрения анализируемых приемов. В статье в качестве основы читательской грамотности рассматривается умение работать со словом, его словарными и контекстуальными значениями. Представлены модели работы с использованием сплошных и несплошных текстов, множественных текстов, отражающие основные группы читательских умений. В качестве эффективных приемов работы с литературными текстами приводятся примеры заданий на соотнесение материала, проблемные вопросы (на материале рассказа А. П. Платонова «Никита» в 5 классе). Автор убедительно показывает эффективность использования в работе сопоставительного анализа текста, предлагая при изучении темы поэта и предназначения поэзии в 9–11 классах выстроить занятие с привлечением краеведческого материала: на сопоставлении стихотворения оренбургской поэтессы В. Я. Тихомировой «Парафраз» и стихотворений А. Ахматовой «Тайны ремесла», М. Цветаевой «Стихи растут, как звезды»; а в 10 классе сопоставить три стихотворения разных эпох, разных художественных методов: «Бабочку» (1884) А. А. Фета, «Бабочку (Vanessa antiopa)» (1917–1922) В. Набокова «Ах, бабочка — два лепесточка…» (1995) Б. Рыжего. При этом в статье продемонстрировано, что как результат поиска и извлечения информации, ее критической оценки и интерпретации может выступать новый интеллектуальный продукт. Так, авторы описывают опыт обращения к графическим приемам работы с текстом, приему wеb-серфинга, предполагающего составление подборки стихов на определенную тему, используя возможности интернета.
Направление деятельности
развитие функциональной грамотности школьников
Вид
результаты научных исследований
Источник
Брякова, И. Е. Стратегия формирования читательской грамотности школьников на основе работы с литературными и информационными текстами / И. Е. Брякова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2022. — № 1(41). — С. 210–225. — DOI 10.32516/2303-9922.2022.41.18.
https://elibrary.ru/item.asp?id=48230327 (полный текст доступен по бесплатной регистрации на сайте ЭБС)